igor_voevodsky (igor_voevodsky) wrote,
igor_voevodsky
igor_voevodsky

Category:

О ВАЗЕ, ПОДАРЕННОЙ ШВЕДСКИМ КОРОЛЁМ.

Предлагаю вниманию интересующихся текст, который я посылаю в журнал Городской Штурман.
Бог знает, напечатают ли они его в таком виде.

Для подлинных петербуржцев 2008 год начался с катастрофы в Летнем саду. Четырёхметровая ваза, подаренная Николаю I шведским королём Карлом XIV и простоявшая более полутора веков (включая годы Блокады), при совсем небольших морозах треснула и распалась на две половины. Как это могло случиться? Что делать дальше? Прежде, чем ответить на эти вопросы, коротко обратимся к истории вазы, подробно изложенной А.Г. Булахом в книге А.Г. Буллах, И.Э. Воеводский «Порфир и мрамор, и гранит…»
Эту вазу во всех книгах называют порфировой, хотя любой пытливый и наблюдательный человек при взгляде на неё мог заметить, что выточена она из светло-розового гранита.
Выточена ваза на Эльфдаленской королевской мануфактуре в 1838 году и подарена Карлом XIV Николаю I. 10 сентября 1839 года её установили в Летнем саду у Карпиева пруда. Как выяснилось, Карл XIV заказал директору фабрики две вазы, но при переносе одна ваза дала трещину. Король отправил в Россию одну вазу с постаментом. Груз сопровождали два мастера, которые должны были распаковать и собрать вазу. Но Николай отказался от их услуг, так как имел своих мастеров.
Полтора века силуэт вазы изящно прорисовывался на фоне Карпиева пруда и кущ деревьев. Все эти годы горловина вазы была закрыта заглушкой, чтобы дождевая вода и влага не проникали внутрь, и лёд не взламывал камень.
Что же стало предпосылкой несчастья в Летнем саду? В последние годы Летний сад из самостоятельной организации превратился в один из филиалов Русского музея. Как мне представляется, это усложнило управление садом, требуя дополнительных усилий для организации самых простых работ. Поэтому, не смотря на вполне мягкую зиму, в саду не смогли вовремя проверить состояние заглушки.
Это объяснение, а не оправдания того, что произошло в Летнем саду. Но случившееся наводит на следующие размышления.
1. В Музее городской скульптуры уже давно лежит и ждёт реставрации ещё одна ваза шведского происхождения. Она стояла на пристани у Исаакиевского собора, потом треснула. Её стянули металлическим обручем, а затем сняли. Вазу не реставрируют, потому, что нет денег!
2. Расколовшаяся сама собой гранитная ваза заставляет задуматься о состоянии других памятников Петербурга. Например – Александровской колонны. Её монолитный гранитный ствол, требует осмотра и реставрации каждые 10-15 лет. Так утверждают специалисты, проводившие детальный осмотр и реставрацию колонны в 2002-2003 годах. Дело в том, что из-за ветровых нагрузок в наружном слое всё время появляются новые трещины. Если их не заделывать, через 10-15 лет со ствола посыплются куски гранита. А сейчас колонна получила дополнительную нагрузку. Рядом с ней стоит генератор, который сотрясается, вырабатывая ток для катка. Получается, что владельцы катка зарабатывают деньги, а город будет потом вкладывать гораздо большие суммы в реставрацию колонны!
3. Реставраторы города уже много лет предлагают организовать службу, которая в плановом порядке занималась бы ежедневным осмотром и мелкой реставрацией городской скульптуры. Это сэкономило бы значительные деньги и позволило избежать катастроф подобных той, что случилась в Летнем саду.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments